Достоверно известно, что игральные карты, состоящие из четырех
"мастей", проникли в Европу около 1200 г., по-видимому, с Ближнего
Востока. Около 1400 г. они уже вовсю использовались в качестве
популярной азартной игры. Карты Таро (а по-простому тароччи, тарот или
тарок) включают в себя все эти четыре масти, но, кроме того, имеют еще
и пятую, козырную, или "старшую", масть, состоящую из большего
количества карт. Карты этой масти впервые появились в Северной Италии в
эпоху Кватроченто (XIV в.) в качестве настольной игры. В нее до сих пор
играют в Южной Европе и Французской Северной Африке; причем рисунки
Марселъского Таро, которые можно видеть на этих картах, были созданы
еще в конце XV в. Примерно тогда же был стандартизован и порядок их
нумерации.
Первое упоминание об игре в цветные картинки, которая
называлась трионфи ("триумфы") и вошла в моду при княжеском дворе
Феррары, датировано 1442 г. Самая старая из сохранившихся колод создана
художником Бонифацио Бембо в качестве одного из подарков к свадьбе,
соединившей семейства Сфорца и Висконти. Около 1500 г. появились первые
печатные колоды, и Таро стало популярной игрой широких народных слоев.
Первый
текст о гадании на Таро датирован 1526 годом. В то время этим
занимались, в основном, цыгане - кочевой индоевропейский народ,
проникший в Европу в XV в.. Цыгане считались выходцами из Египта, и это
породило чрезвычайно романтическую легенду о "древнеегипетском"
происхождении Таро. Таинственные символы Таро издавна считались Ключами
к Древним Мистериям; однако впервые об этом заявил в 1781 г.
французский протестантский священник Антуан Кур де Жеблен (Курт де
Гебелин). Изучая древние мифы, он пришел к заключению, что эта "простая
азартная игра" есть не что иное как утраченная египетская Книга Тота,
способная открыть сокровенные тайны исчезнувшей цивилизации.
Следующим
выдающимся исследователем и систематизатором Таро был парижский
парикмахер Альете, младший современник и ученик Кур де Жеблена. Он
всерьез увлекся оккультизмом, забросил свое ремесло и взял псевдоним
Этейлла (прочитав собственную фамилию "по-еврейски", т.е. справа
налево). Будучи не слишком образованным человеком, Этейлла не увлекался
"философским" аспектом символики Таро, а систематизировал и шлифовал
систему гадания на картах. Свой окончательный вид эта система, а вместе
с ней и карты приобрела к 1780 (по другим источникам, к 1783) году.
Вероятно тогда же Этейлла одним из первых открыл в Париже
специализированный гадательный салон.
В 1850 году провинциальный
французский издатель Батист Поль Гримо напечатал самую популярную из
колод Этейллы - так называемое Египетское Таро. Таким образом, система
Таро приняла свой современный вид.
Дальнейшие исследователи,
изучавшие и развивавшие гадание на Таро, исходили уже из наработок
Этейллы. Однако в XIX в. в моду вошло гадание на обычных игральных
картах, Таро отступило в тень и сделалось привилегией мистиков и
оккультистов. Этих людей мало интересовало предсказательное
использование карт: гораздо больше внимания они уделяли "философским" и
"мистическим" аспектам их символики. На этом этапе Таро (и, в
особенности, 22 карты его "старшей масти") превратилось в символический
алфавит и своеобразную энциклопедию европейской мистики. Во второй
половине XIX в. знаменитый французский оккультист Элифас Леви (Альфонс
Луи Констан) отождествил 22 Старших Аркана с 22 буквами еврейского
алфавита, который служил основой чрезвычайно влиятельной мистической
системы каббалы. Это сильно расширило систему значений Таро и
окончательно превратило старинную колоду карт в весьма влиятельную и
респектабельную мистическую систему.
Окончательная обработка Таро
в духе Высшей Ритуальной Магии была совершена в конце XIX в. английским
Герметическим Орденом "Золотой Рассвет". Именно в этой среде возникла
самая популярная в наше время колода Таро - Райдеровское Таро,
(названное по фамилии ее издателя). Эта колода была создана по эскизам
христианского оккультиста Артура Эдварда Уэйта художницей-декоратором
Памелой Коулмен Смит. Она была издана миллионными тиражами и в
значительной степени повлияла на современное восприятие Таро. Обычно
она служит "базовой" версией, с которой сравнивают всевозможные
нововведения в этой области.
Одной из основных причин ее
популярности было радикальное новшество в области дизайна. Традиционное
Таро состояло из 22 "козырей" (или Старших Арканов) и 56 обычных карт.
Старшие Арканы имели традиционный рисунок, а обычные карты - только
цифры и символы мастей. Памела Смит отказалась от этого обычая. Она
снабдила все карты рисунками соответствующих символических сцен, и в
этом ей подражают до сих пор. Рисунки порой значительно облегчают
толкование карт и делают гадание доступным не только для специалистов.